Споры с органами публичной власти и их служащими

Административные дела

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц
Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан незаконными решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, осуществляется в порядке административного судопроизводства или в порядке подчиненности, а также с использованием иных внесудебных процедур урегулирования споров.

К предмету обжалования относятся незаконные решения, действия (бездействие) вышеназванных органов и их должностных лиц.
Основания признания решений, действий органов публичной власти, их должностных лиц незаконными:
· Несоответствие либо формальное соответствие требованиям правовых норм

· Чрезмерное обременение граждан и организаций обязанностями

· Отказ в предоставлении гражданам или организациям какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если решение, действие могло быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом

· Несоблюдение требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций

· Осуществление усмотрения, включая выбор возможного варианта поведения, вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности

· Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца и влияют на исход дела

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применениями судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что:
К решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 3).
Памятка гражданам при получении "отписок" на обращения
Памятка гражданам при получении "отписок" на обращения
Памятка гражданам при получении «отписок» на обращения

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 данного федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

К сожалению, не всегда императивные предписания закона добросовестно исполняются должностными лицами органов публичной власти, и граждане на свои обращения вместо мотивированных ответов получают отписки.

К отпискам относятся формальные письменные ответы на обращения, не затрагивающие существа вопросов, в результате:

1) подмены предмета обращения;

2) подмены основных доводов заявителя второстепенными;

3) подмены качества проверки доводов обращения количеством проведенных мероприятий;

4) несоответствия выводов ответа установленным фактам;

5) законообразия;

6) невозможности дачи ответа по существу или отказа в удовлетворении просьбы ввиду не приложения заявителем документа, который мог быть запрошен в ходе проверки по обращению;

7) надуманного отнесения запрошенных сведений к охраняемой законом тайне;

8) сообщения об отсутствии финансирования, в связи с чем орган власти – получатель обращения ничего делать не может;

9) перенаправления обращения в органы власти или должностным лицам, неуполномоченным принимать решения по поставленным вопросам;

10) возвращения заявителю обращения вместо его направления органу или лицу, уполномоченному его рассматривать;

11) введения заявителя в заблуждение в части того, что его права могут быть восстановлены только в судебном порядке, при наличии явной возможности внесудебного восстановления нарушенных прав и законных интересов;

12) ответа с рекомендацией обратиться в другую правоохранительную инстанцию.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч. 3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Соответственно, административной ответственности подлежит подписавший ответ руководитель, а не подготовивший ответ исполнитель.

При рассмотрении обращения в формальном, а не в надлежащем порядке, гражданин, руководствуясь ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

По указанию Генерального прокурора РФ от 06.03.2020 № 137/9 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» прокуроры обязаны исключить факты оставления обращений граждан без рассмотрения по существу по формальным основаниям (п. 1.7 Указания).

Следуя разъяснениям Верховного Суда РФ, при проверке законности ответа уполномоченного органа, данного на обращение гражданина, суды не вправе руководствоваться лишь формальными соображениями, уклоняясь от исследования и установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 от 19.07.2023, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ).
Памятка гражданам по возмещению вреда, причиненного незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей
К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению. Действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет" (п. 4).
Памятка гражданам по возмещению вреда, причиненного незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей

Выберите вариант доставки
Памятка гражданам по возмещению вреда, причиненного незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» ущерб, причиненный сотрудником органов принудительного исполнения гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Возмещение ущерба возможно в тех случаях, когда поведение службы судебных приставов было противоправным, а между действием (бездействием) и вредом есть причинно-следственная связь. При этом, вина ФССП России или причинившего вред судебного пристава-исполнителя презюмируется, а доказывать ее отсутствие должен сам причинитель вреда.

Исковое требование о возмещении ущерба может быть заявлено как сторонами исполнительного производства – взыскателями и должниками, так и заинтересованными лицами, не являющимися сторонами исполнительного производства.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред подлежит возмещению за счет казны РФ.

Иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).

Исходя из положений п. 2 ст. 242.2 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ либо выступавший в суде в качестве ответчика по искам (заявлениям) о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации или федерального бюджета, в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме обязан в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, направить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта, результатах обжалования.

Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган - ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (абз. 2 п. 81 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

То обстоятельство, что действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не были признаны незаконными в отдельном судебном производстве, не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного этими действиями (бездействием), и их законность суд оценивает при рассмотрении иска о возмещении вреда (абз. 2 п. 82 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

В то же время отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника (абз. 2 п. 85 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

Неисполнение требований исполнительного документа в сроки, установленные ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий.

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

Что касается компенсации морального вреда для обязательств, регулируемых ст. 1069 ГК РФ, то никаких исключений из общих правил законом не установлено.

Исходя из п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании ч. 1 ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.

В силу ч. 3 ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Памятка гражданам при ожидании ответов на обращения
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (п. 5).
Памятка гражданам при ожидании ответов на обращения
Выберите вариант доставки

Памятка гражданам при ожидании ответов на обращения

Положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предписывают следующее:

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п. 2 ст. 8).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7-ми дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 названного федерального закона (п. 3 ст. 8).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30-ти дней со дня регистрации письменного обращения (п. 1 ст. 12).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 указанного федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (п. 2 ст. 12).

Кроме того, нижеприведенные положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещают:

· перенаправление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (п. 6 ст. 8)

· преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц (п. 1 ст. 6).

· разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия (п. 2 ст. 6).

К сожалению, не всегда вышеуказанные положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» соблюдаются компетентными государственными и муниципальными органами, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных (должностных) обязанностей.

Между тем, обязанность своевременного рассмотрения обращений и дачи на них мотивированных ответов возложена на компетентные государственные и муниципальные органы, их должностных лиц нормативными и локальными правовыми актами.

Исходя из положений вышеназванного федерального закона, в ответ на обращения гражданине вправе получить следующую почтовую корреспонденцию:

1) ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ч. 4 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 10);

2) уведомление о продлении срока рассмотрения обращения (ч. 2 ст. 12);

3) уведомление о переадресации обращения (ч. 3 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 10).

При ожидании ответов (уведомлений) на письменные обращения гражданам следует учитывать, как установленные законом сроки, так и нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденные Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29.04.2002 № 400.

Памятка гражданам по обращению к прокурору с заявлением о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности
Памятка гражданам по обжалованию постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в порядке подчиненности, надзора и контроля
Памятка гражданам по обращению к омбудсмену с жалобой на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе обратиться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Гражданине вправе обжаловать их незаконные решения, действия (бездействие), как в порядке подчиненности – вышестоящему органу или должностному лицу, так и в порядке надзора – уполномоченному контрольному (надзорному) органу или должностному лицу, а также Уполномоченному по правам человека в РФ или субъекте РФ.

Ниже для ознакомления представлена информация по направлению соответствующих письменных обращений к уполномоченным должностным лицам.
Памятка гражданам по обращению к прокурору с заявлением о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности
Выберите вариант доставки
Памятка гражданам по обращению к прокурору с заявлением о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности

Должностные лица, виновные в нарушении федеральных законов «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную административным законодательством РФ.

· За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан ст. 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей на виновных должностных лиц.

· За неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации ст. 5.39 КоАП РФ установлена административная ответственности в виде наложения штрафа в размере от 5000 до 10000 тысяч рублей на должностных лиц.

· За нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение от принятия ее к рассмотрению ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 20000 до 30000 рублей на виновных уполномоченных должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела по вышеуказанным административным правонарушениям возбуждаются прокурором и рассматриваются мировым судьей.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц являются поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях.

На основании ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, содержащее сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по указанной статье составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения.

По истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности, на что прямо указано в п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В силу п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Исходя из анализа приведенных выше норм, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может, а также возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения, положениями КоАП РФ не предусмотрена, ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление (определение) об отказе в возбуждении деда об административном правонарушении, после истечения срока давности привлечения к административной ответственности недопустимо.
Памятка гражданам по обжалованию постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в порядке подчиненности, надзора и контроля

Выберите вариант доставки
Памятка гражданам по обжалованию постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в порядке подчиненности, надзора и контроля

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц ФССП России производится в соответствии с порядком, определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления ФССП, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» надзор за исполнением законов при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

1. Обжалование в порядке подчиненности

Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд (ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»).

В порядке подчиненности может быть обжаловано любое постановление, действие (бездействие) должностного лица ФССП России, совершенное в рамках возбужденного исполнительного производства или в связи с ним, за исключением тех, которые в силу прямого указания закона могут быть оспорены только в судебном порядке (к примеру, по взысканию исполнительного сбора, результатам проведенной оценки имущества должника).

В порядке подчиненности следует обращаться к вышестоящим должностным лицам службы судебных приставов (старшему судебному приставу территориального подразделения ФССП, главному судебному приставу субъекта РФ, главному судебному приставу РФ или их заместителям), соблюдая иерархическую очередность обращений к ним, установленную ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Каждый из указанных вышестоящих судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение (постановление) нижестоящих судебных приставов на основании обращения заинтересованных лиц либо по собственной инициативе в силу полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

С учетом ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия или отказа в отводе либо со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действий (бездействии).

К форме и содержанию жалобы в порядке подчиненности предъявляются соответствующие требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве». Несмотря на то, что ч. 3 ст. 124 названного ФЗ прямо указывает, что лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе, настоятельно рекомендуется прикладывать к жалобе все документы, с наличием которых должник связывает заявленное им требование. Как правило, в одной жалобе соединяется несколько требований: о признании незаконным обжалуемого постановления (действия) судебного пристава-исполнителя и его отмене (изменении), а также о совершении необходимых исполнительных действий.

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 125 ФЗ «Об исполнительном производстве», несоблюдение требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 124, является основанием для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. При этом, жалоба может быть рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Срок рассмотрения жалобы правомочным должностным лицом службы судебных приставов согласно ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» составляет 10 дней со дня ее поступления.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов принимает соответствующее решение в форме постановления в рамках предоставленных ему полномочий, копия которого направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня его принятия (ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

На основании ч. 5 ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве» должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

2. Обжалование в порядке надзора

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Надзорные полномочия прокурора закреплены в ст. 22, 27, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», особенности их применения отражены в указании Генерального прокурора РФ от 19.09.2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

При наличии оснований могут быть приняты следующие меры прокурорского реагирования:

- внесение представления об устранении нарушений закона;

- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- требование привлечения должностных лиц ФССП, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

- предостережение о недопустимости нарушения закона.

В силу п. 2.11 указания Генерального прокурора РФ от 19.09.2022 г. № 521/7 прокуроры обязаны при неисполнении их требований при наличии оснований возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Как указано выше, в силу положений ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. Между тем, привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, исходя из ст. 192 ТК РФ, является правом, а не обязанностью работодателя.

Прокурор также вправе обратиться в суд для оспаривания действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Однако, обращение в суд не является общей мерой прокурорского реагирования и допускается по усмотрению самого прокурора при наличии следующих условий: участия в этом деле либо наличия у него на это права.

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в ст. 46 ГПК РФ, ст. 40 КАС РФ и ст. 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

3. Обжалование в порядке контроля

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов ФССП осуществляется в порядке административного (ст. 441 ГПК РФ, гл. 22 КАС РФ) или арбитражного судопроизводства (гл. 24 АПК РФ).

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами ст. 17 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ и ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Административное исковое заявление об оспаривании постановлений, действий (решений) судебного пристава-исполнителя подается в соответствии с правилами подсудности (п. 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Законодательством установлен 10-дневный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом, но является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ). Поэтому, крайне важны его соблюдение при обращении в суд либо признание причин его пропуска уважительными и восстановление срока судом (ч. 1 ст. 95 КАС РФ).

Кроме того, определенные затруднения вызывает то обстоятельство, что законом установлен одинаковый срок и на обжалование в порядке подчиненности, и на оспаривание в суде одного и того же постановления или действия судебного пристава исполнителя.

Согласно ч. 2 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).

Рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ (ч. 4. ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Памятка гражданам по обращению к омбудсмену с жалобой на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Выберите вариант доставки
Памятка по обращению к Уполномоченному по правам человека в РФ и (или) в субъекте РФ с жалобой на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

В силу положений ст. 15, п. 1 ст. 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», п. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.03.2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства вправе обратиться к уполномоченному по правам человека в РФ или субъекте РФ с жалобой на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Жалоба может быть подана при соблюдении следующих нормативных предписаний:

1. При условии, если ранее заявитель обжаловал эти решения и действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

2. При соблюдении требований к содержанию жалобы, в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п. 2 ст. 16 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», п. 6 ст. 9 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»).

3. При соблюдении срока подачи жалобы – не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 16 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», п. 6 ст. 9 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»).

Согласно п. 3 ст. 16 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Из п. 9 ст. 9 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» следует, что в случае, если лицо, обратившееся с жалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ, по запросу Уполномоченного по правам человека в РФ жалоба с прилагаемыми документами передается ему на рассмотрение.

Информация о принятии жалобы к рассмотрению либо об отказе в ее принятии, о результатах рассмотрения жалобы предоставляется заявителю в сроки, установленные п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 26 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», п. 8 ст. 8, п. 7 ст. 10 «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 29 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», п. 1 ст. 11 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы уполномоченные вправе:

1) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

3) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» уполномоченные вправе направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить уполномоченному по правам человека в субъекте РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные не противоречащие федеральным законам меры, принимаемые уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации по результатам рассмотрения жалоб.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 29 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотренные жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч. 6 ст. 219 КАС РФ).

Оспаривание в суде решений, действий (бездействия) вышеуказанных органов и лиц, осуществляется с соблюдением правил подсудности, сроков обращения в суд, требований к административному иску (ст. 22, ст. 24, ч. 5 ст. 218, ст. 219, ст. 220 КАС РФ).
Требования к административному исковому заявлению
В случаях несоблюдения установленных законом требований вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления по данной категории дел рассматривается судом на основании ст. 222 КАС РФ:
Во избежание совершения судьей вышеуказанных действий рекомендую поручить подготовку административного искового заявления квалифицированному специалисту.
· Судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 128 КАС РФ (ч. 1 ст. 222 КАС РФ)

· Судья возвращает административное исковое заявление по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 129 КАС РФ (ч.2 ст. 222 КАС РФ)

· Судья оставляет без движения административное исковое заявление на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным ст. 220 КАС РФ (ч.3 ст. 222 КАС РФ)
Требования к административному исковому заявлению
Выберите вариант доставки
Требования к административному исковому заявлению

Форма и содержание административного искового заявления определяются ст. 125 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Если иное не установлено КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщения, факсимильной связи либо по электронной почте);

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно ч. 1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом;

6) о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Наряду с требованиями, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием).

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Если иное не установлено КАС РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.
Памятка сторонам по доказыванию в суде
С учетом распределения между сторонами бремени доказывания по делам данной категории для ознакомления представлена следующая информация:
Памятка сторонам по доказыванию в суде
Выберите вариант доставки

Памятка сторонам по доказыванию в суде

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ», п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применениями судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В ч. 11 ст. 226 КАС РФ четко распределены обязанности по доказыванию сторонами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

На лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1, п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а именно:

· нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

· соблюдены ли сроки обращения в суд.

На орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 3,4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а именно:

· соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

· соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из положений ч. 3 ст. 62 КАС РФ и разъяснений п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 следует, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.

Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 4 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

В случаях затягивания судебного процесса по административному делу, можете ознакомиться с представленной ниже информацией:
Памятка сторонам при затягивании судебного процесса
Административные дела данной категории рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом РФ в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).
Указанные сроки могут быть продлены в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 141 КАС РФ (ч. 5 ст. 226 КАС РФ).
Памятка сторонам при затягивании судебного процесса
Выберите вариант доставки
Памятка сторонам при затягивании судебного процесса

Согласно ч. 6 ст. 10 КАС РФ в случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда по своей инициативе или на основании соответствующего заявления заинтересованного лица об ускорении рассмотрения административного дела вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела.

В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование.

Заявление об ускорении рассмотрения административного дела рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня после дня поступления этого заявления в суд без извещения лица, подавшего заявление, и иных лиц, участвующих в деле.

По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом, копия которого направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

В определении об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения его рассмотрения, а также установлен срок, в пределах которого должно быть проведено судебное заседание.

В ч. 1 ст. 250 КАС РФ закреплено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в следующие сроки:

- в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение (ч. 2 ст. 250 КАС РФ).

- до окончания производства по делу в случае, если продолжительность рассмотрения дела превысила три года и лицо, ранее в установленном порядке обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 3 ст. 250 КАС РФ).

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок должно соответствовать требованиям, установленным ст. 252 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 253 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления о присуждении компенсации к производству суда решается судьей единолично в трехдневный срок со дня поступления такого заявления в суд.

Указанный иск рассматривается судом в двухмесячный срок со дня его поступления вместе с делом в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству и на принятие судебного акта (ст. 256 КАС РФ).

По результатам его рассмотрения суд принимает решение, копия которого в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также заинтересованным лицам (ч. 2 ст. 259 КАС РФ).

На основании ч. 3 ст. 250 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

В случаях затягивания судебного процесса в результате недобросовестного поведения участвующих в деле лиц, может быть применима ч. 7 ст. 45 КАС РФ, согласно которой недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС РФ. Следует отметить, указанный правовой акт не содержит самостоятельных механизмов противодействия процессуальным злоупотреблениям, что обуславливает применение аналогии закона - ст. 99 ГПК РФ (взыскание компенсации за потерю времени).
В случаях принятия незаконных и необоснованных судебных актов, можете ознакомиться с основаниями их обжалования в вышестоящих инстанциях:
Основания обжалования судебных актов
Основания обжалования судебных актов
Выберите вариант доставки
Основания обжалования судебных актов

Обжалование определений суда первой инстанции (ст. 313 КАС РФ)

1. Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда в случае, если:

1) это предусмотрено КАС РФ;

2)определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.

3. На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционную жалобу.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке (ст. 310 КАС РФ)

1. Решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае:

1) рассмотрения административного дела судом в незаконном составе;

2) рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) необеспечения права лиц, участвующих в деле и не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика;

4) принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле;

5) если решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо если решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего административное дело;

6) отсутствия в деле протокола судебного заседания, нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания;

7) нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

2. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

3. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ.

4. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

5. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке (ст. 328 КАС РФ)

1. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

2. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

3. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

Основания для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора (ст. 341 КАС РФ)

Судебные акты, указанные в ч. 2 ст. 332 КАС РФ, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении административного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ установит, что соответствующий обжалуемый судебный акт нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 350 КАС РФ)

1. Основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела следующие обстоятельства:

1) отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;

3) признание постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции РФ или применение в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом РФ в постановлении истолкованием, примененного судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в Конституционный Суд РФ;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 11.06.2022 № 183-ФЗ;

5) определение или изменение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ либо в постановлении Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте Верховного Суда РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;

6) признание Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт.

2. Основаниями для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существовавшие на день принятия судебного акта имеющие существенное значение для административного дела следующие обстоятельства:

1) существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного административного дела.
В случае, если Вам требуется юридическая помощь, можете обратиться ко мне любым удобным способам
Оставить заявкуПозвонить
8 920 090 98 98
Онлайн быстрее
Обратитесь ко мне, и я постараюсь вам помочь
Ваша заявка принята
Я рада что вы обратились именно ко мне, в течении часа я с вами обязательно свяжусь.
Спасибо за обращение.
Контакты
image alt
г. Обнинск, ул. Курчатова, дом 19а,
офис 302а,
3 этаж, "Дом быта"
image altimage altВ началоНа главную