Памятка гражданам по возмещению вреда, причиненного незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц ФССП России производится в соответствии с порядком, определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления ФССП, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» надзор за исполнением законов при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
1. Обжалование в порядке подчиненности
Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд (ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»).
В порядке подчиненности может быть обжаловано любое постановление, действие (бездействие) должностного лица ФССП России, совершенное в рамках возбужденного исполнительного производства или в связи с ним, за исключением тех, которые в силу прямого указания закона могут быть оспорены только в судебном порядке (к примеру, по взысканию исполнительного сбора, результатам проведенной оценки имущества должника).
В порядке подчиненности следует обращаться к вышестоящим должностным лицам службы судебных приставов (старшему судебному приставу территориального подразделения ФССП, главному судебному приставу субъекта РФ, главному судебному приставу РФ или их заместителям), соблюдая иерархическую очередность обращений, установленную ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Каждый из указанных вышестоящих судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение (постановление) нижестоящих судебных приставов на основании обращения заинтересованных лиц либо по собственной инициативе в силу полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с ч. 4 ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
С учетом ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия или отказа в отводе либо со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действий (бездействии).
К форме и содержанию жалобы в порядке подчиненности предъявляются соответствующие требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве». Несмотря на то, что ч. 3 ст. 124 названного федерального закона прямо указывает, что лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе, настоятельно рекомендуется прикладывать к жалобе все документы, с наличием которых должник связывает заявленное им требование. Как правило, в одной жалобе соединяется несколько требований: о признании незаконным обжалуемого постановления (действия) судебного пристава-исполнителя и его отмене (изменении), а также о совершении необходимых исполнительных действий.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 125 ФЗ «Об исполнительном производстве», несоблюдение требований, установленных ч. 1 и ч. 2 ст. 124 федерального закона, является основанием для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. При этом, жалоба может быть рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Срок рассмотрения жалобы правомочным должностным лицом службы судебных приставов согласно ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» составляет 10 дней со дня ее поступления.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов принимает соответствующее решение в форме постановления в рамках предоставленных ему полномочий, копия которого направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня его принятия (ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
На основании ч. 5 ст. 127 ФЗ «Об исполнительном производстве» должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.
2. Обжалование в порядке надзора
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.
Надзорные полномочия прокурора закреплены в ст. 22, 27, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», особенности их применения отражены в указании Генерального прокурора РФ от 19.09.2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».
При наличии оснований могут быть приняты следующие меры прокурорского реагирования:
- внесение представления об устранении нарушений закона;
- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;
- возбуждение дела об административном правонарушении;
- требование привлечения должностных лиц ФССП, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
- предостережение о недопустимости нарушения закона.
Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" неисполнение требований прокурора, вытекающего из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу п. 2.11 указания Генерального прокурора РФ от 19.09.2022 г. № 521/7 прокуроры обязаны при неисполнении их требований при наличии оснований возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Как указано выше, в силу положений ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. Между тем, привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, следуя ст. 192 ТК РФ, является правом, а не обязанностью работодателя.
Прокурор также вправе обратиться в суд для оспаривания действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Однако, обращение в суд не является общей мерой прокурорского реагирования и допускается по усмотрению самого прокурора при наличии следующих условий: участия в этом деле либо наличия у него на это права.
Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в ст. 46 ГПК РФ, ст. 40 КАС РФ и ст. 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
3. Обжалование в порядке контроля
Оспаривание постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов ФССП осуществляется в порядке административного (ст. 441 ГПК РФ, гл. 22 КАС РФ) или арбитражного судопроизводства (гл. 24 АПК РФ).
Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами ст. 17 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ и ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Административное исковое заявление об оспаривании постановлений, действий (решений) судебного пристава-исполнителя подается в соответствии с правилами подсудности (п. 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Законодательством установлен 10-дневный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом, но является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ). Поэтому, крайне важны его соблюдение при обращении в суд либо признание причин его пропуска уважительными и восстановление срока судом (ч. 1 ст. 95 КАС РФ).
Кроме того, определенные затруднения вызывает то обстоятельство, что законом установлен одинаковый срок и на обжалование в порядке подчиненности, и на оспаривание в суде одного и того же постановления или действия судебного пристава исполнителя.
Согласно ч. 2 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50).
Рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ (ч. 4. ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ», п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применениями судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В ч. 11 ст. 226 КАС РФ четко распределены обязанности по доказыванию сторонами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
На лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1, п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а именно:
· нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
· соблюдены ли сроки обращения в суд.
На орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 3,4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а именно:
· соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
· соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из положений ч. 3 ст. 62 КАС РФ и разъяснений п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 следует, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 4 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
В силу п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными иои иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).